Рассмотрим теперь содержание процессов решения проблемы. Обучение представляет собой итеративный процесс с широко варьирующей эффективностью. Содержание процесса показано схематически на рис. 4.3. Важнейшими элементами этого процесса являются четыре точки решения (указаны на схеме ромбами), в которых используются следующие критерии решения.
1. Может ли быть решена полная проблема?
2. Является ли предлагаемое решение возможным полным решением?
3. Убедительно ли показывают результаты проверки возможность полного решения?
4. Подтверждают ли результаты проверки полное решение?
Решение, формируемое в третьей точке, может рассматриваться' как выбор, следующий за результатом решсния во второй точке, могущим принимать значения «да» или «нет». Хотя частичное решение является полезным, предполагается, что полное решение более желательно, так как частичное решение может быть нежизненным.
Каждая точка решения есть подсистема управления с помощью обратной связи, состоящая из компонент, постулированных в гл. 3. Результат действия системы есть выход, который вводится в процесс управления. Нарушение последовательности в нахождении частичного и полного решений может стать причиной того, что частичное, но удовлетворительное, решение будет потеряно. Чтобы гарантировать согласие между частичным и полным решением, критерии должны быть непротиворечивыми. Каждая точка решения принадлежит ветви итеративного процесса обработки данных проблемы, обращающихся по его последовательным этапам.
Результат решения в каждой точке может иметь два значения, определяющих дальнейший ход исследования. Процесс в первой точке решения преобразует проблему в ответ, который может иметь одно из двух значений:
проведите проверку частичного решения (результат которой, в свою очередь, может—или не может—указать на возможность полного решения) или же проведите проверку полного решения. Каждая из этих проверок может давать или положительные или отрицательные ответы. Если полное решение невозможно, ветвь с отрицательным ответом ведет к альтернативному решению;
ветвь с положительным ответом открывает путь для атаки на полную проблему. При проверке полного решения сторона с отрицательным ответом указывает на необходимость новых гипотез и повторной попытки решения проблемы. На стороне с положительным ответом решение является «конечным», хотя здесь могут проводиться последующие действия.
Проверка частичного или полного решения возникает как одно из требований процесса решения проблемы. Такие проверки конструируются для измерения степени соответствия полученного решения ожидаемому решению.
Сущность проверки соответствия помогает понять рассматриваемая в следующем разделе идея управляемого эксперимента.