Термин «выбор» обозначает методичную манипуляцию объектами и свойствами, позволяющую определить полный диапазон характеристик системы. Выбор может быть определен как замена одного набора оценок, полученных из отношения набора объектов и свойств, на другой набор оценок, который должен быть оценен тем же способом.
Рассмотрим такую ситуацию решения проблемы, в которой объекты, свойства и связи системы перечислены. В этом случае исходным, первым шагом является выбор набора альтернатив. Не впадет ли специалист по анализу систем в крайность, анализируя даже каждую крайнюю систему как возможный ответ на проблему? Аргумент в пользу неограниченных исследований, особенно при решении военных проблем, состоит в том, что они обеспечивают прилив наиболее неожиданных возможностей или причудливых комбинаций событий, упрощающих план и, таким образом, предотвращающих будущую неудачу.
Но поскольку в деловых мероприятиях не существует неизбежно следующего из возникшей ситуации выбора между жизнью и смертью, то затраты на оценки крайностей кажутся неоправданными. В условиях делового мира долговременное планирование наиболее эффективно, если оно удерживается внутри границ известного на сегодня и относительно немногого известного о завтрашнем дне. Альтернатива широкого, неограниченного анализа проблемы на деле может оказаться чрезмерно узкой атакой проблемы.
Усилия компании в области долговременного планирования в конечном счете могут рассматриваться как специальный тип решения проблемы. Цель такой работы состоит в том, чтобы, отобрав достаточно проблем и решений, охватить настолько полный набор альтернатив, какой только будет доступен. Определение оценки, в конце концов, складывается из суждений; искусства агрегировать (собирать в единое целое) и представлять найденное и экспертизы агрегирования, анализа и синтеза исследуемых данных.
Насколько большой может быть величина набора альтернатив, можно пояснить диаграммой, для построения которой используем пример упоминавшегося ранее сверхзвукового самолета. Пусть даны три характеристики: объем кабины команды, объем салона для пассажиров и объем пространства для топлива. Задача, возникающая перед специалистом по анализу систем при оценке трех диапазонов этих объемов, показана на рис. 5.10. Без дальнейших пояснений очевидно, что выбор между этими тремя характеристиками является только одним из основных выборов, которые могли быть сделаны при конструировании самолета. Например, упомянутые характеристики зависят от геометрии крыла, полетного веса, числа и размеров двигателей, дальности и скорости.
На рис. 5.10 показан выбор между объемом кабины команды, объемом салона для пассажиров и объемом пространства для топлива. То, что показано на этой диаграмме, есть неравноправно оцененная система, в которой имеются три альтернативы объема кабины команды;
для каждой из них есть три альтернативы объема салопов для пассажиров, а для каждой альтернативы объема салона есть три альтернативы объема пространства для топлива. Этому точно подобны три альтернативы объема пространства для топлива, три альтернативы объема кабины для каждого варианта объема пространства для топлива и три альтернативы объема пассажирского салона для каждой кабины команды. Процедура выбора вариантов организует анализ параметров конструкции системы так, что его проведение концентрируется вокруг единственно важной характеристики системы.