Мы рассмотрели некоторые аспекты решения проблем делового мира на основе анализа их составных элементов. Изложение велось в такой последовательности:
1. Обсуждение решения проблем в условиях деловой деятельности.
2. Обзор основных системных понятий.
3. Рассмотрение явлений управления с помощью обратной связи при решении проблемы.
4. Обсуждение методологических элементов решения проблем.
5. Рассмотрение связей между компонентами системы при решении проблемы.
Первая задача состояла в том, чтобы рассмотреть решение проблемы с различных точек зрения. Были исследованы характеристики типичных проблем. Проблемы, которые могут разрешаться количественно, сравнивались с количественно-качественными, не полностью математическими проблемами. Эти последние проблемы, в которых мы были прежде всего заинтересованы, были названы слабоструктуризованными. Для них характерен широкий охват областей, большая трудность и сложность. В них, непременно, с различной степенью эффективности используются как люди, так и машины. На примерах выбора и представления проблемы, данных и решений показаны практические трудности, встающие перед исполнителем, который решает проблему, стараясь поставить свою работу в фокус внимания руководства.
Следующая задача состояла в том, чтобы дать широкое представление о системных идеях и приложении их к изучаемым проблемам. Чтобы показать, насколько велика область применения системных идей, как основы общего подхода к решению проблемы, было дано описание ряда явлений как систем. Сама система была определена функционально и операционно. Были определены и исследованы в ряде ситуаций человеко-машинные системы. Обсуждены свойства, которые отличают человека от машины, и описаны области, в которых их функции уникально дополняют друг друга:
Исследовались обратная связь и управление, а также их роль в человеко-машинных системах при решении проблем. С помощью определения того, что понимается под решением проблемы и на основе исследования модели выхода были описаны операции, из которых состоит обратная связь и управление. Чтобы показать, что решение слабоструктуризованной проблемы может быть найдено с помощью метода, имеющего структуру, а не с помощью неформального, процедурного метода, были представлены модель выхода, проверка соответствия и модель воздействия.
Были определены и организованы вначале функционально, а затем операционно, элементы проблемы. Затем в этом контексте анализировалось формулирование проблемы и целей. Решение проблемы описывалось как процесс итерации управления. Основные элементы обратной связи и управления, в свою очередь, были исследованы.
Были определены и рассмотрены альтернативы, предположения, критерии и риск, присущие курсу действий. В ходе этого рассмотрения кратко обсуждались основные принуждающие связи системы: время, стоимость и эффективность. Каждый из этих элементов был определен как возможный критерий конструирования системы и было исследовано их влияние на выбор альтернатив. Выбор курса действий представлен как выбор вариантов. Показано, что решение проблем можно рассматривать как процесс оптимизации содержания альтернатив.