008 Промышленная революция.

Эта революция должна была заменить человека как исполнителя работы созданными им машинами. Два ее центральных понятия — работа и машина. Что бы еще ни думали о работе, она считалась реальностью, особенно после Реформации. И поскольку все реальные вещи считались разложимыми на атомы, а атомы обладали только двумя существенными характеристиками — массой (материи) и энергией, работа представлялась таким приложением энергии к материи, которое изменяет качества последней. Например, перемещение угля и его превращение в тепло считалось работой. Мысль, однако, работой не считалась, потому что она не является приложением энергии к материи.

Машиной считался любой предмет, который можно использовать для приложения энергии к материи. Не удивительно, что люди полагали возможным разложение всех машин на элементарные машины: рычаги, блоки, колеса, оси, наклонные плоскости (разновидностями которых являются клинья и винты).

Механизация работ была сильно облегчена разложением на ряд простых заданий. Поэтому работу анализировали, чтобы разложить ее на элементы. Такими элементами были задания столь простые, что могли выполняться одним человеком — например, завинчивание шурупа или забивание гвоздя. Многие элементы работы были механизированы, но не все: иногда этого не позволяла технология, в других случаях это было дороже, чем использовать труд человека. Поэтому людей и машины — каждый выполнял свою элементарную операцию — объединяли для выполнения работы в целом. В результате появились машинное производство и сборочные линии, составившие костяк современной фабрики.

Выгоды, принесенные промышленной революцией, слишком очевидны, чтобы перечислять их здесь. Их много и они значительны. То же можно сказать и об ее издержках, но среди них есть и такая, о которой мы узнали совсем недавно и которую можно было бы назвать иронией промышленной революции. В своих усилиях заменить себя машинами как источником энергии мы расчленили нашу работу на элементарные операции, достаточно простые, чтобы их могла выполнять машина, уже сейчас или со временем. На этом пути мы редуцировали себя, уподобившись машинам и выполняя очень простые повторяющиеся задания. Наша работа дегуманизировалась. Здесь источник одной из наиболее трудных проблем нашего времени — отчуждения от работы.

В ходе промышленной революции модифицировался характер рабочего места, что диктовалось применением анализа к работе. Если бы изменение представлений о работе пошло другим путем, рабочие места приобрели бы иной вид, существенно отличный от нынешнего. Эта возможность с недавних пор привлекает большое внимание. Я вернусь к ней после того, как мы рассмотрим, что представляет собой альтернативный путь развития наших ВЗГЛЯДОВ.