177 1. Концептуальное проектирование и сетевые оргтехнологии

В предыдущих лекциях я рассказал вам о целом ряде внешних и внутренних проблем, в которые уперлась практическая реализация идеи концептуального проектирования. В прошлый раз мы на примере духовно-практической эволюции банкира Васи[1] успешно разобрались с мотивационной проблемой. Теперь на очереди проблема технологическая.

Вспомните об экспертной оценке численности персонала отдела систем и процедур, работающего по технологии 60—80-х годов. Выяснилось, что на каждую сотню обычных сотрудников корпорации еще пятьдесят нахлебников должны маршировать под знаменем S&P. Представить себе такое, в общем, трудно (притом, речь идет о голодном минимуме). Поэтому на протяжении полувека своего существования системы и процедуры даже в цитадели западной оргкультуры обретались в маргинальной роли островков и укладов, а в остальном приходилось довольствоваться различными бюрократическими ухищрениями. Так вот, в самое последнее время стряслось нечто такое, что кардинально решило технологическую проблему — S&P стали делом легким и естественным, как дыхание.

В ближайших двух лекциях я расскажу вам о том, что такое корпоративные Интранет-серверы, как они работают, и каким образом снимают оставшиеся препятствия технического характера. Интранет-сервер является важнейшим элементом нового типа совместной деятельности, которую ниже я буду называть сетевой оргтехнологией. Как вы уже знаете, я избегаю так называемых определений. Но для тех, кто еще надеется, могу попробовать.

«Определение». Сетевая оргтехнология – это организация и технология корпоративной деятельности, предметом которой является мультимедийный интерактивный гипертекст.

Разбираться с данным «определением» начнем с конца.

Гипертекст – довольно простая и понятная вещь. Перед вами на экране с виду обычный текст, но части и элементы его, тем или иным образом помеченные, на самом деле представляют собой команды — ссылки на другие тексты. Когда вы по этим ссылкам щелкаете, то проваливаетесь сквозь виртуальное гиперпространство прямо в указанные тексты. Понятно, что данная процедура может продолжаться неограниченно. То есть текст представляет собой узел всемирной сети из множества текстов и через помеченные в нем места вы можете попасть в другие узлы-тексты этой сети. Потенциально любой текст культуры всегда представлял собой гипертекст. Но только потенциально. В конце каждой научной статьи имеется список литературы, но сколько бы вы ни «щелкали» по нему авторучкой, соответствующие тома не упадут на стол сами по себе. Придется поехать в библиотеку, написать заявку, долго ждать, когда (и если) вам привезут то, что надо… В подлинном гипертексте стоит просто щелкнуть по портрету автора, и вы не отходя от кассы получаете на свой экран его биографию, список трудов с гиперссылками и готовый шаблон для отправки электронного письма с уже заполненным адресом.

Интерактивность состоит в том, что гипертекст на самом деле представляет собой программу, которая реагирует на ваши действия, отражая либо имитируя поведение взаимодействующего с вами партнера-субъекта. Например, на экране компьютера вы видите шахматную доску, но это не просто рисунок или фотография. Это поле для игры, и стоит вам «потрогать» какую-либо фигуру, программа отреагирует встречным ходом, звуком, текстом или всеми способами сразу. Электронная книга-учебник контролирует усвоение вами учебного материала, предлагая индивидуальный набор тестов и подстраиваясь под ваш менталитет.

Говоря о корпоративном характере манипуляций с интерактивным гипертекстом, я подразумеваю, что в некоторых из его узлов «сидят» другие участники деятельности, которые работают с гипертекстом во взаимодействии с вами для достижения общих или согласованных целей. В частности, должна быть обязательно предусмотрена возможность прямого взаимодействия в режиме реального времени.

Мультимедийность как свойство информации означает, что вы единообразно работаете с файлами (единицами информации) и вам решительно до лампады, является этот файл текстом, картинкой, видеоклипом или популярной мелодией в формате MP3. Вы щелкаете по нему мышкой, он открывается, и вы видите портрет Отца народов, слышите десятую симфонию Малера, смотрите мультфильм «Волк и семеро козлят» или читаете третью редакцию закона о разделе продукции. И далее с помощью встроенных редакторов вы можете подрисовать Иосифу Виссарионовичу усы, внести в текст закона поправку, подкорректировать сюжет мультика в пользу волка и дописать неоконченный шедевр австрийского музыканта. То есть, проще говоря, мультимедийность – это возможность без затруднений работать с информацией в любом доступном (на сегодня) цивилизации формате. Вы можете не знать ни типа, ни расширения файла, просто щелкаете по иконке, а компьютер все делает сам.