158 4. Проблемы концептуального проектирования: идеологическая

У руководства корпорации возникает резонный вопрос: а почему, собственно, концептуальное проектирование – это хорошо? Почему корпоративное принятие решений – это самое замечательное направление менеджмента? Т.е. мы должны быть способны объяснить персоналу, что это прогрессивно, гуманно, это справедливо, по Дюркгейму и т.п. Ну что-нибудь этакое мы просто обязаны сказать людям, апеллируя к ценностям. Мы должны менеджерам объяснить, что они занимаются не гиблым делом. С вопроса о ценностях начинался наш лекционный курс. Я говорил вам, что либо мы выясняем, что менеджмент прогрессивен сам по себе, либо всем надо честно уходить на факультет экономики. Мы должны иметь некое идеологическое обоснование нашего выбора. Необходимо оправдание мучений членов корпорации, которая подвергнется концептуальному проектированию. Нужно им правдоподобно объяснить, почему работать при наличии многотомной и быстро меняющейся регламентации — это хорошо. Нужно высшим менеджерам доказать, что они находятся на острие прогресса, или что они имеют шансы туда попасть, или что форма деятельности их корпорации самая современная, что их профессиональное мастерство имеет перспективу. Иными словами, необходимо некое идеологическое обоснование.

Если концептуальное проектирование организаций просто падает вам на голову как нечто нравящееся – вот пришел некий гражданин Чернышев и его рекламирует, – на основании чего вы должны ему верить? Предположим, мне концептуальное проектирование дорого, потому что я впал в наркотическую зависимость от него еще в конце 70-х годов. Но вы-то, слава Богу, не обязаны мне верить на слово. Я должен объяснить, почему концептуальное проектирование прогрессивно, гуманно, справедливо, модно на Западе. Без такого обоснования возникает большой вопрос. Этот вопрос настолько серьезен, что я подготовил по этому поводу специальный курс, посвященный идеологическому обоснованию. Он так и называется: идеология корпоративного управления и предпринимательства.

Покуда этот вопрос не закрыт, перед энтузиастами концептуального проектирования стоит проблема: либо мы как-то обосновываем свой выбор, либо оказываемся в одном ряду со всеми прочими направлениями. Почему, собственно, это, а не какое-нибудь “нейролингвистическое программирование”? Там все проще. Нанимаете специалиста, он сажает всю корпорацию в мягкие кресла, всех гипнотизирует по примеру Кашпировского, и сотрудники, послушав его полчаса, выскакивают с вытаращенными глазами, бегут, как укушенные, на рабочее место и поднимают производительность в пять или десять раз.