123 2. Масштабы современных комплексов регламентации

Есть такое популярное блюдо “пицца”. В США существует более 500 правил и стандартов, регламентирующих ее качество. Если вы произвели пиццу, но не вписались в один из 500 стандартов, ваша продукция изымается, а лавочка закрывается. Поэтому прежде всего вам необходимо знать эти правила. И это — не происки бюрократизма. Существует множество ведомств и организаций (чаще общественных, чем государственных), которые пекутся о том, чтобы население не отравили. Нас можно, а их нельзя!

Другой пример. В конце 60-х в СССР издавался свод законов о капитальном строительстве. Но это был не полный текст всех законов и актов, а избранные, наиболее важные акты, начиная с постановлений Совмина и ЦК КПСС, и не ниже документов Госстроя, включая наиболее важные извлечения из указов и постановлений Минфина и т.п. Каковы же масштабы этой регламентации? К концу 70-х гг. было издано 11 томов, по 1000 стр. каждый, набранных мелким шрифтом. Эти 11000 стр. представляли только извлечения из наиболее важных законодательных актов, регламентирующих строительство, причем туда вообще не вошел основной массив регламентации, состоящий из документов многочисленных строительных министерств и подведомственных им главков, трестов и пр.

По данным, которые я получил в свое время от В.В.Загладина, тогдашнего первого заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС, наш пятилетний план, отпечатанный на хорошей финской бумаге, весил 15 т.

Однако существует и гораздо более жуткая цифра, в которую трудно поверить. Она опубликована Мильнером в одной из книг, изданных Институтом США и Канады. Американцы, которым мы бросили вызов, запустив человека в космос, решили взять реванш и первыми высадиться на Луне. С этой целью ими был разработан и затем успешно реализован проект “Аполлон”. В 1969 г. космический корабль, на борту которого находились американские космонавты Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз, достиг Луны, и двое землян ступили на ее поверхность. В рамках этого проекта была разработана и использована чудовищная масса регламентирующей документации: директивные документы разных уровней, стандарты, технологическая документация, множество контрактов между фирмами и НАСА, фирм между собой и т.п.. Общий вес регламентации, использованной в ходе реализации программы “Аполлон”, — 300.000 т. Для ее перевозки потребовалось бы 5000 железнодорожных вагонов.

Конечно, целевая программа “Аполлон” — одна из самых больших, но не единственная. У США была, скажем, громадная программа по разработке баллистических ракет “Поларис”, запускаемых с атомных подводных лодок, целый ряд экономических федеральных и региональных программ… Вот масштаб плановости современного рыночного общества. Документация всего лишь на одну целевую программу весит в 20.000 раз больше советского пятилетнего плана! Вот что такое современная регламентация.

И не думайте, что там все сошли с ума, что все это — проявление бюрократизма. Я прекрасно знаю, что такое эксплуатационная регламентация на одну ракету, ибо по военной специальности был командиром отделения по запуску янгелевской ракеты СС-4 средней дальности. Там были гектары разнообразных чертежей и схем – при этом туда еще не входила документация, касавшаяся экономики, организации и технологии ее производства. Только эксплуатационная документация, описывающая, как ее обслуживать, представляла собой громадные фолианты, где очень занудно описывалось, кто какой маховичок крутит, кто куда какое напряжение подает. И плата за отклонение от любой процедуры может быть огромной.

К примеру, среди тысяч процедур в ходе запуска ракеты есть операция отсоединения стяжек ветрового крепления. Ракета стоит на открытом старте на пусковом столе – это чугунная чушка, к которой она за четыре крюка привинчена стяжками, чтобы ветер не повалил ее набок. Их надо было отстегивать перед самым стартом. И однажды номер расчета забыл, зазевался: у него было плохо с регламентом, и он не отстегнул стяжки ветрового крепления. Ракета включилась, ее тяга как раз уравновесила общий вес пускового чугунного стола и бетонных плит, к которым он был прикручен. Она все это выворотила, приподняла, завалилась на бок и стала елозить по пусковому комплексу. Естественно, стоявшие там автозаправщики, емкости с пусковым горючим и т.п. дружно взрывались, а за ними – и сама ракета с тоннами сверхтоксичного топлива. И хотя заряд, слава Богу, был учебный, суммарный эффект получился как от ядерного удара противника по стартовой позиции. Такова цена невыполнения одной процедуры.

Вообще это нормальный объем документации в современном мире — “такова спортивная жизнь”. Вот каков масштаб регламентации, за которой кроется система социальной солидарности современного общества. Чтобы современное общество было, по Дюркгейму, солидарно (т.е. работало скоординированно), чтобы вы имели свободу и на нее никто не “наезжал”, чтобы эта социальная ткань отношений работала, чтобы была устойчивая экономика, эффективная организация и современная технология, необходимы сотни тысяч тонн регламентирующей документации, и с ней надо уметь работать. Еще раз оговорюсь во избежание недоразумений: я абсолютно не ставлю под сомнение, что в современном обществе рыночные механизмы необходимы; вопрос просто в том, что в нем нужно еще кое-что сверх того. То есть да, конечно, автомобилю нужен карбюратор, но было бы неплохо, чтобы там также был и руль. Сейчас мы для себя это обстоятельство запоздало открываем, но на самом деле Дюркгейм открыл его еще 100 лет назад.

С учетом сказанного, сегодня мы постараемся понять, что означает решение четырех проблем регламентации, сформулированных Дюркгеймом, применительно к современным масштабам и качествам этой регламентации.