115 3. Дюркгейм: разделение труда, право и регламентация

Дюркгейм пишет, что необходимо начать с классификации различных видов социальной солидарности. “Но общественная солидарность — чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Значит, — говорит Дюркгейм, — для того, чтобы приступить к этой классификации, надо заменить внутренний, ускользающий от нас факт внешним, символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго. Такой видимый символ — это право”.

Прошу насторожиться тех, кто подумывает уйти не на факультет экономики, а на факультет права. Дюркгейм сразу круто замешал в этот вопрос и разделение труда, и право.

“Итак, наш метод очерчен. Поскольку право воспроизводит основные виды социальной солидарности, нам остается только классифицировать различные виды права, чтобы затем исследовать, каковы соответствующие виды социальной солидарности”.

“Именно разделение труда, — говорит Дюркгейм, — все более и более исполняет роль, которую некогда исполняло общее сознание; именно оно главным образом удерживает единство социальных агрегатов высших типов. Вот важная функция разделения труда, отличная от той, которую обыкновенно признают за ним экономисты”.

Разделение труда удерживает единство социальных агрегатов высших типов. По Дюркгейму, социальные агрегаты высших типов — общество, ему современное, т.е. европейское общество конца XIX в. Дюркгейм говорит, что роль общего сознания у обществ высших типов играет разделение труда. Общее сознание в ходе эволюции обществ разрушается. Но его интегрирующая функция переходит к разделению труда.

Тем более это касается нас. Мы встроены в многоярусные системы отношений друг с другом через законодательство, финансовую систему, медицину и образование, телевидение, общественный транспорт, “крыши” и пр. Эта зависимость по отношению к отдельному человеку имеет внешний и потому как бы принудительный характер. Она заменяет прежнюю, традиционную зависимость человеческой частицы от поля “общего сознания” И может быть, не так плохо ее заменяет? Давайте разберемся.

Точнее, предстоит разобраться с четырьмя проблемами, которые поднимает Дюркгейм:

1) Регламентация. Объем и качество.
2) Регламентация и свобода.
3) Регламентация и самоорганизация.
4) Регламентация и справедливость.