111 4. Регламентация и управленческие решения

Я собираюсь заняться исследованием эволюции некоторых (не всех) организационно-управленческих форм деятельности. Есть нечто под названием “регламентация”, или “регламентирующая документация”. И я буду заниматься именно теми организационно-управленческими формами, которые связаны с регламентацией.

Что такое регламентация в организациях? Предположим, вы пришли в новую организацию и хотите выяснить, что там можно, что нельзя. Первое, что должен сделать грамотный менеджер, как и бизнесмен, — посмотреть на всякий случай устав. Далее следует просмотреть все документы, связанные с законодательством об организациях данного типа. Затем не грех было бы выяснить, в каком вообще правовом пространстве вы находитесь – в какой стране, в какое время. Потом нужно выяснить иерархию руководящих органов над вами, ознакомиться с их документами.

И окажется, что, кроме законов, имеется куча подзаконных актов, что все эти министерства, госкомитеты, тресты, главки, объединенные главнокомандования и т.п. понавыпускали всяких указав, приказов, инструкций, которые претендуют на то, чтобы конкретизировать законодательство, а на самом деле – под видом толкования – являются его произвольной интерпретацией, ревизией, искажением и т.п. Это касается всех актов, начиная с указов верховной власти и до распоряжений непосредственных начальников. В конце концов перед собой вы увидите громаду из десятков и сотен тысяч страниц. В масштабах этой проблемы мы постепенно разберемся.

Мы всегда находимся в социальном пространстве, где кто-то до нас уже принимал множество решений (часть которых зафиксирована в регламентирующей документации). Более того, можно считать, что именно принятые ранее решения задают структуру этого пространства, представляют собой молекулы, из которых состоит ткань общества. Организация, как говорил С.П.Никаноров[2], является следствием принятого кем-то решения и вся состоит из принятых кем-то когда-то решений. Например, собрались и решили: “Давайте создадим организацию. Мы без нее работать не можем. Она для нас будет делать то-то и то-то”. Неважно, что это решение оказалось непродуманным, не оправдало возлагавшихся на него надежд; что учрежденная организация отклонилась от уставных целей, потом обвела своих создателей вокруг пальца, все переинтерпретировала и стала их же использовать для своих нужд, что ее раздраконили на три части, что часть взяла под контроль чеченские бандиты, часть — внутренняя мафия, а часть превратилась в социальную обузу... Важно то, что она появилась на свет как чье-то решение.

Далее ее здание реконструировалось и надстраивалось, в ней нарастали, подобно силурийскому, кембрийский, юрскому и прочим пластам, этажи и слои принятых кем-то решений. Организация состоит из подразделений, которые появились на свет, потому что было решено разделить какую-то ее часть пополам или, наоборот, слить некоторые части воедино, или переподчинить, или дополнить их число; делегировать полномочия филиалам или их централизовать, уволить кого-то из руководителей и расформировать верные им подразделения и службы, либо создать новые отделы дабы оправдать появление новых начальников и т.п.