090 4. Война, политика и рынок. Таблица форм деятельности. Формации и категории

Таков в самом общем виде образ игры, предшествующий ее более формальному определению. Не забудьте, что я пытаюсь ввести понятие “игра” как конкретизацию (частный вид) категории “форма общения”.

Главная проблема при работе с абстракциями такого высокого уровня состоит в том, что они трудно (или слишком легко, что в данном случае то же самое) поддаются интерпретации в конкретных терминах реальности. И когда я делю все на свете на три части, то соответствующие этим трем частям понятия нелегко соотнести с чьим-либо жизненным опытом. Поэтому каждую из третей сущего я в свою очередь тоже делю на три части. Таким образом возникают девять понятийных разделений, которые уже в три раза конкретнее.

Я введу представления о трех типах игр под названиями: война, политика и рынок. Но учтите, мы рисуем чрезвычайно абстрактную картинку. Не торопитесь интерпретировать ее в терминах реального менеджмента, прикладывать к современному Западу. Однако каждый раз мы будем подходить к этому все ближе и ближе. Пока в нашем распоряжении некий фундаментальный словарь, где содержится всего девять слов.

Перед вами – таблица, клетки которой сопоставлены с различными понятиями. Откуда она взялась – пока неважно. Кое-что на сей счет можно прочитать в книге “Смысл”. Давайте для простоты считать, что это мнемоническое правило: в моей голове термины почему-то упорядочены именно таким образом, как представлено на картинке. К более подробному обсуждению этой таблицы мы вплотную подойдем в следующем семестре.

ТАБЛИЦА-СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первом ярусе расположены формы производства. Буква “Д” означает “добыча”; “О” — “обработка”; “В” — “воспроизводство”. Пустые клетки пока пусть остаются пустыми — мы их заполнять не будем.

Во втором ярусе расположены формы общения, по отношению к данному типу форм производства имеющие характер игр. Как видите, формы общения в таблице стоят над формами производства. Буква “В” означает “война”, “П” — “политика”, “Р” — “рынок”.

Наконец, третий ярус этой таблицы — формы сознания, по отношению к данному типу форм производства имеющие характер господствующих абстракций. Буква “С” означает “сила”, “В” — “власть”, “Д” — “деньги”.

У нашей плоской таблицы (как и у всех подобных таблиц) два измерения – вертикальное и горизонтальное. Вертикальные столбцы (названные в книге “Смысл” формациями) соответствуют онтологическому срезу бытия, горизонтальные (названные в книге “Смысл” категориями) – гносеологическому. Посмотрите, пожалуйста, дома в словаре, что означают мудреные слова “онтология” и “гносеология”. Проще говоря, столбцы, состоящие из форм деятельности, могут служить для описания целостных общественных организмов, в которых данные формы сосуществуют подобно разным органам и системам в теле животного либо видам в биоценозе. Строки из форм деятельности отражают некоторые познавательные конструкции (т. наз. “категории”), которые как бы пронизывают насквозь разные типы обществ и в каждом из них приобретают специфический смысл. Например, кроманьонский обмен обсидиановых топоров на кремниевые наконечники означает совсем не то же самое, что обмен пиастров на дублоны, взаимозачет (т.е. обмен долгами) российских предприятий и обменные операции на электронной бирже либо через Интернет. Но все это – разные формы-ипостаси категории “обмен”.

Итак, в каждом социуме изучаемого типа на нижнем этаже есть некие формы производства. На среднем — соответствующие формы общения, которые выступают в данном типе общества как игра. И на верхнем этаже есть формы сознания, названные Марксом применительно к такому обществу господствующими абстракциями[7].

(Напомню, что на Западе Маркса считают, и не без оснований, одним из основоположников научной социологии, поэтому и я буду апеллировать к нему как к социологу, а не как к основателю Первого Интернационала).

В обществе, моделируемом первым столбцом, производство сводится к добыче. Можно, конечно, беря на душу некий понятийный грех, интерпретировать добычу в соответствии с банальным смыслом слова. Это выражается не только в том, что наши ископаемые предки срывают уже готовое с деревьев и кустов, но и в том, что роют землю и добывают руду. Но популярным словоупотреблением является “добыча” в смысле “пограбить”. Т.е. проще всего не ждать милостей от природы, а взять готовое у соседнего племени. Поэтому игра, в которую они играют друг с другом и с соседями, называется “война”. А господствующая абстракция (идеал) этого общества, вожделенная цель, тот ресурс, за который они играют, называется “сила” или “могущество”. Сила понимается не банально — как исключительно физическая. Понятие “сила” может включать в себя и силу духа воина, и совершенство его боевого искусства, и остроту его меча, и плодородие земель, занимаемых племенем, и т.д. “Силу” надо завоевать, отобрать и превратить в свою, а потом пестовать, выращивать и приумножать.

На каменных стелах в Древнем Египте или Междуречье фараон или царь всегда изображен в два-три раза выше всех окружающих. Часто изображение снабжаемо атрибутами власти, силы и особенно плодородия (из-за чего в советских учебниках эти картины из ханжеских соображений не репродуцировались). Содержание надписей на стелах удручающе однообразно. Там всегда написано, что могучий и великий Шамшиадад, Агришти или кто-то еще пошел туда-то, замочил того-то, своротил там столько-то скул, поотрывал столько-то голов, стер столько-то селений в порошок, взял столько-то баранов, овец и козлов... Этим текстам нет конца.

Но мне хотелось бы предостеречь вас от попыток взирать на архаические общества снисходительно, свысока. Ведь это раннее детство человечества, удивительное и гениальное, как и всякое детство. В их ядерной материи синкретично слиты и мир традиции, и мир культуры, и мир цивилизации. Из-за культурно-исторической отдаленности нам очень трудно вникнуть в этот загадочный, чудесный мир, где магия не разделена с религией и наукой, вера и знание скрыты в оболочке воли... За недостатком времени я не могу влезать в эту материю. Имейте в виду, пожалуйста, что мы используем абстрактные модели из трех клеточек для решения примитивных задач, но не для примитивизации взгляда на древние общества.