080 3. Соотношения между различными формами деятельности

Итак, форма деятельности любого аппарата состоит в том, чтобы решать проблемы конкретного предмета исходя из тех целей, которые поставлены учредителями, руководителями или еще кем-то извне данной организации. В этом смысле любая деятельность человека имеет свои форму, предмет и цель.

Не забудьте, что это абстракция! Когда нормальный человек идет по улице, он не думает о подобных вещах. Если он задумается о форме, в какой делает шаги, то может упасть (как в известной притче о сороконожке, которая однажды задумалась о том, в каком порядке переставляет конечности, — и ее тут же разбил паралич). Но отчетливое представление о формах деятельности становится критически важным в ситуации сложных форм коллективного взаимодействия, каковым, безусловно, является современный “менеджмент”.

Некоторые дефиниции, касающиеся форм деятельности, даны в книге “Смысл”.

Формы деятельности возникают и исчезают исторически. Между разными формами деятельности могут быть разные соотношения — например, одна может включать в себя другую (содержать внутри как один из своих элементов). Две формы деятельности могут быть частями третьей: если мы в нашей сапожной мануфактуре заводим специализацию и один сучит дратву, а другой режет кожу, то эти две формы деятельности окажутся частями третьей — объемлющей.

Одна из форм деятельности может превратить другую в свой предмет, и наоборот. Например, сапожник тачает сапог, а Тэйлор стоит рядом и фотографирует, как он это делает, чтобы проанализировать и усовершенствовать его деятельность. Т.е. предметом деятельности Тэйлора является форма деятельности сапожника.

Вопрос: Кто такой Тэйлор?

Ответ: Тэйлор — известный западный ученый, один из основоположников организационной науки, который занимался рационализацией трудового процесса. Он никак не связан с автором одноименного разложения функции в ряд. Наш Тэйлор отслеживал трудовой процесс путем фотосъемки, зарисовывания, описания формы деятельности передовых рабочих, а потом стремился сделать так, чтобы эта наиболее рациональная, совершенная форма деятельности была бы изучена и сознательно освоена всеми остальными рабочими. Т.е. он смотрел, как какой-нибудь стахановец “рубает уголек”, выяснял, почему тот “рубает” его в 100 раз быстрее среднего рабочего, потом фотографировал, копировал, рисовал, открывал курсы (платные или бесплатные) и обучал этому способу других. Надо сказать, что у Тэйлора[3] получалось.

Одна форма деятельности может выступать как идеал для другой формы деятельности и одновременно превращаться в предмет третьей формы деятельности. Они могут содержаться друг в друге. Они могут быть частями какого-то целого. Они могут находится в отношениях дополнительности.