049 ДОКУМЕНТ ПЕРВЫЙ. ПРЕАМБУЛА

КАК НАМ РЕАЛИЗОВАТЬ ГОСПЛАН

Глубоковажаемый N.N.!

Благодаря Вашему высокому доверию я оказался обладателем копий двух документов, касающихся реформ в сфере подготовки управленческих кадров в РФ. Сообщаю вам некомпетентное мнение на сей счет в порядке, обратном высоте статуса документов.

ДОКУМЕНТ ПЕРВЫЙ. ПРЕАМБУЛА

«Программа имеет своей целью создание системы подготовки и переподготовки управленческих кадров организаций народного хозяйства, которая позволила бы максимально использовать опыт организации управления, накопленный за рубежом, при его эффективной адаптации к российским условиям».

Что за звери – «организации народного хозяйства»? В разделе II говорится о «вовлечении ... в систему [переподготавливаемых] предприятий и организаций всех форм собственности». Выходит, ОНЭКСИМбанк – «организация народного хозяйства»? А банкиры наряду с инспекторами ЖЭКов попадают в число управленцев? Впрочем, дело хозяйское. Да и не в этом суть.

Откуда вообще взялась свежая идея “использовать зарубежный управленческий опыт”, посылать наших управленцев учиться за границу? Если по аналогии с известными мерами Петра I – она здесь неприложима. Петр сначала столкнулся на практике с использованием европейских специалистов в тогдашней России в роли военных инструкторов, корабелов, купцов и т.п., и лишь затем принял решение о посылке дворянских недорослей на Запад. Вот и давайте сперва пригласим американских и европейских менеджеров поуправлять «Норильским никелем» и банком «Чара», а уж в случае их успеха будем посылать аргонавтов за управленческим руном...

Есть серьезные основания утверждать: западный управленческий опыт, в основном, неприменим в современных российских условиях (применимость юго-восточного – отдельная тема). Практика по большей части подтверждает это. Западные бизнесмены в России куда чаще перенимают местную форму деятельности, чем воспроизводят свою: льнут к власти, обзаводятся «крышей» и быстро забывают о достижениях научного менеджмента.

Однако и это – не главное.

Политический смысл разворачивающейся кампании выходит далеко за рамки проблем подготовки менеджеров. Принятием соответствующих программ верхние эшелоны государственного управления сигнализируют обществу: с российскими «реформами» на макроуровне все в порядке, однако они пробуксовывают на микроуровне низового управленческого звена. По сути, речь идет о попытке переложить ответственность.

Катастрофическая неадекватность директорского (и шире – низового управленческого) корпуса сложившейся ситуации – факт. Но все дальнейшее зависит от квалификации и интерпретации этого факта. Как понимается «сложившаяся ситуация»? Почему она так «сложилась»? И в чем видится «неадекватность»? Обычно у нас вообще не принято обсуждать подобные высокие материи. Однако в Разделе I бегло, в качестве самоочевидных предпосылок поминается ряд общих представлений на сей счет.