005 4. Общество как тип взаимосвязи будущего с прошлым

Каждое общество существенным образом характеризуется тем, как в нем взаимосвязано прошлое и будущее. Это верно и в отношении каждого человека: какова эта связь внутри вашей личности, таковы и вы.

На протяжении истории человечества прошлое и будущее связывалось между собой совершенно по-разному. Архаическое время мира традиции кольцеобразно и замкнуто, оно связано с сезонным циклом. Там нет прошлого и будущего в современном понимании – предки и потомки сосуществуют, умершие и нерожденные участвуют в повседневной жизни рода. Нет и демонов в трансцендентных небесах – духи тоже всегда рядом. Великий Пан живет в ближней пещере, его регулярно видят там ранним утром резвящимся с нимфами, любой ахейский грек подтвердит вам это.

В мирах культуры жестко разделены сакральный и профанный временные горизонты. Священное время прорывает плоскую обыденность только в узлах откровения. Это первое пришествие, когда Бог впервые вступил в диалог с людьми и заключил с ними Ветхий завет. Это прозрения пророков, явление Христа, проповедь Магомета. И будущее апокалипсическое пришествие, к коему приурочен страшный суд. Нормальное человеческое время вытекает, как из воронки большого взрыва, из первого откровения ветхого Бога и движется к полному завершению истории в астрофизической черной дыре Страшного суда. То есть профанное время само по себе не имеет ни прогресса, ни истории. Человек в нем рождается и умирает, обреченный на страдания, и он должен заработать либо блаженство, либо муки в преисподней. Именно священное время, по Гегелю, содержит подлинное развитие.

И, наконец, имеется скучное, рациональное, линейное время мира цивилизации, которое делит жизнь на прошлое, настоящее и будущее. Линейное время состоит в том, что прошлое уже прошло, будущее еще не наступило, а в настоящем имеет место прогресс. Прошедшее сплошь состоит из дикости и архаики, общества прошлого все были плохие и примитивные. В настоящем все рационально и закономерно. Будущее светло и прекрасно, оно состоит в непрерывном росте производства, прогрессе просвещения, наук и искусств. Это тоже очень важный взгляд, хотя и выдающий самодовольство настоящего.