090 Госсобственность: к отмене крепостного права

Формирование массового, экономически и творчески раскрепощенного сословия собственников – сверхзадача строительства новой России. Собственно, не надо двух слов (как выразился по другому поводу Владимир Ильич), это одно и то же. У кого нет собственности – у того нет и России. Кто не собственник – не имеет чести быть собственностью своей страны.

В первую голову, речь должна идти об управляющих от имени государства. Несвободный, не имеющий собственности и потому ворующий управленец – первопричина нищеты стариков, домохозяек и детей, враг народа поневоле, паразит предпринимательства, агент национальной катастрофы.

Тем временем, вопреки крепнущей моде на учреждение «проектных», «инвестиционных» и пр. комитетов, управляющие компании в составе естественных монополий (типа Росэнергоатома или ГидроОГК) сегодня не являются ни предпринимательскими, ни – на худой конец – рыночными субъектами. Управленческие усилия их менеджеров все менее способны серьёзно повлиять на размер дохода от основной деятельности, которая прямо или косвенно регулируется сверху почти на 100%. А прежнее гуляй-поле для корыстной эксплуатации (пресловутого «распила») вверенных финансовых потоков объективно сужается.

Их положение всё больше напоминает советский главк, находившийся под тотальным контролем отраслевого министерства (в лице соответствующего РАО). Только вместо изощренной системы госплановских показателей ими пытаются руководить с помощью убогих трехпальцевых комбинаций KPI или BSC.

Однако эта тенденция к новому управленческому закрепощению – лишь один из объективных факторов. Ему можно сопоставить и противопоставить другие факторы, тенденции и способности. Даже на парусниках при использовании определенного набора компетенций можно плавать при любом направлении ветра, в том числе и встречном. В частности, для этого нужны, во-первых, определенные технологии управления парусами. Во-вторых, совокупность географических моделей и представлений об устройстве земного шара, континентах, течениях и рифах. В-третьих, способность точно определять собственные координаты и использовать особенности местонахождения.

В нашем конкретном случае названным компетенциям соответствуют:
1. Современные методы работы с активами, основанные на управленческих стандартах .
2. Содержательные представления о системе институтов собственности, развиваемые, в частности, в институциональной экономике.
3. Знания о причинах, механизмах воспроизводства и путях решения проблемы сверхнизкой капитализации российских производственных фондов.

Сегодня для менеджерских команд, стремящихся обрести, сохранить и углубить свою субъектность, профессиональную независимость, есть возможность действовать на первом из управленческих уровней – предпринимательском. Здесь уже сформировались необходимые институты и базовые формы деятельности, притом госрегулирование всё ещё фрагментарно. С этого плацдарма возможно начать восхождение к трудной свободе корпоративного, а затем стратегического управления. Альтернатива – дожидаться дарования обещанных свобод по итогам реформ в энергетике, концепция которых плывёт, а дата окончания отодвигается все дальше.

Ниже изложена логика конструирования управляющей компании как субъекта реформ российской энергетики и других естественных монополий. Это контуры возможного будущего, для которого в настоящем налицо основные предпосылки.

Первый этап. Формирование предпринимательского управленческого «этажа».

Задачи этого этапа:

1) Обеспечить стабильную генерацию нового финансового потока, занимаясь предпринимательской деятельностью в периферийных зонах профильной сферы ответственности (например, энергосберегающие технологии, малая энергетика для локальных нужд, внутрикорпоративные энергетические модули и т.п.), частично свободных от административного регулирования. Если говорить о масштабах этого потока, то на первом этапе речь может идти о разработке и реализации десятков цепочек добавленной стоимости малого и среднего формата (рассчитанных на объемы инвестиций в интервале от 1 млн. до 100 млн.долларов и сроки реализации от 1 до 3 лет).

2) Выявить и нарастить предпринимательский потенциал менеджеров компании на материале этих задач, наладить приток новых управленцев в команду.

3) Приобрести независимый источник доходов для удовлетворения нужд коллектива, развития, проектных разработок, собственных инвестиций.

4) Сформировать на базе компании постоянную «биржевую» площадку взаимодействия собственников производственных фондов, инвесторов и предпринимателей, которая послужит фундаментом для следующего этапа.

Задачи основной части компании по отношению к зоне внутреннего предпринимательства – создать «защитный зонтик» над ней, минимизировать корпоративные неопределенности и по возможности снижать стратегические риски. Иначе работа будет продвигаться слишком медленно.

Второй этап. Формирование корпоративного управленческого «этажа».

Теперь в теле старой корпорации формируется новая в опоре на появившийся снизу инициативный слой предпринимателей, строится система управления созданным потоком предпринимательских схем и проектов. За счет использования стандартов деятельности, выполняющих эвристическую и конструктивную функции, запускается конвейер по ускорению реализации предпринимательских проектов, их оптимальному обеспечению всеми видами ресурсов – финансовых, кадровых, сырьевых, административных, информационных и иных.

Задачи этого этапа:

1) Выстраивание новой информационной технологии и корпоративной логистики по управлению растущим потоком схем добавленной стоимости.

2) Адаптация и освоение корпоративного управленческого стандарта, овладение энергией внутрикорпоративных противоречий и конфликтов, переход от административно-властной иерархии к рефлексивной иерархии управленческих компетенций.

3) Повышение мощности потока проектов, его стабилизация, увеличение среднего размера добавленной стоимости.

4) Наработка и стандартизация связей с опосредующими инвестиционными структурами: фондами private equity, венчурными фондами, операторами рынков junk bonds, хеджевыми фондами, инвестбанками.

5) Вовлечение в оборот предпринимательских команд из смежных областей энергетики, расширение поля деятельности за формальные границы компетенции УК.

6) Секъюритизация корпоративной программы по управлению потоком предпринимательских схем, концентрация инвестиций не на отдельных проектах, а на деятельности самой корпорации.

Третий этап. Формирование стратегического управленческого «этажа».

Главная задача этапа – запуск управляющих механизмов подъема капитализации отрасли до средних европейских стандартов. Для этого необходимо:

• распространить систему управления потоком схем добавления стоимости на основную сферу деятельности УК;
• реструктурировать уже ведущиеся работы по строительству и модернизации крупных энергообъектов в соответствии с управленческими стандартами;
• вывести профильную деятельность по производству энергии из тарифно-бюджетного тупика и превратить ее в высокодоходную за счет постоянного роста капитализации отрасли и привлечения в нее потока инвестиций.

Такие задачи, в отличие от двух предыдущих этапов, могут быть решены только в содержательном партнерстве с правительственными структурами. Но УК как партнер едва ли впечатлит государство в роли сочинителя стратегических программ, претендующих на бюджетные средства. Гораздо перспективнее выглядит переговорная позиция разработчика и собственника действующей корпоративной системы привлечения инвестиций. С этой позиции уже можно формулировать и обсуждать конкретные принципы государственной политики, позволяющие существенно нарастить пропускную способность системы управления инвестициями УК и распространить ее на всю естественную монополию.

Средств бюджета – в условиях сверхнизкой капитализации производственных фондов страны – в принципе недостаточно не только для экономических реформ, но и для полноценной модернизации отдельной отрасли. Проблема разрешима на пути многократного увеличения «внутренней стоимости» (капитализации) отрасли и ее конвертации в рыночную за счет привлечения внешних инвестиций.

Потребуется предъявить крупным инвесторам программу управления капитализацией отрасли, сделать ее максимально прозрачной и открытой в узловых точках для внешней экспертизы и мониторинга. От государства нужны внятные гарантии, но не столько финансового, сколько политического характера, касающиеся долгосрочных целей программы привлечения инвестиций, ее основных этапов и неизменных принципов реализации. Задача УК в программе – воплотить этот набор гарантий в конструктивную форму финансовой технологии «непрямых инвестиций», обеспечивающей рост стоимости средств, инвестированных в программу отраслевых реформ.

Главный принцип привлечения непрямых инвестиций в программы модернизации энергетики и других стратегически важных отраслей:

Инвестиции служат для запуска и поддержания роста капитализации отрасли, поэтому инвесторы получают жесткие государственные гарантии и прозрачный, поддающийся контролю механизм получения доли в приросте стоимости отраслевых активов, превышающей средний рыночный уровень доходности инвестиций. Однако они ни при каких обстоятельствах не должны получать ни доли в собственности на основные ресурсы и производственные фонды отрасли, ни доступа к управлению ими.

Функции собственника и управленца в подобных программах как раз и должны выполнять уполномоченные государством управляющие компании.

Государство в лице образованных им (либо с его участием) инвестиционных фондов также может выступать одним из инвесторов в модернизационных программах в двух случаях:

• если инвестиции бюджетных средств в программу обеспечивают государству более высокую доходность по сравнению с другими вариантами их вложения;
• если это требуется в отношении отдельных элементов и блоков программы по соображениям государственной безопасности.
Во всех прочих случаях использование бюджетных средств нецелесообразно.

Другая важнейшая функция управляющих компаний в программе связана с социально незащищёнными конечными потребителями энергии. К ним в полной мере относится тезис, с которого начинается этот раздел. Проблемы тарифов и «перекрестного субсидирования» в российском обществе будут постоянно воспроизводиться в условиях, когда значительная часть потребителей не является собственниками. Перевод всех потребителей энергии (и иных отраслевых продуктов и услуг) в позицию собственников возможен через корпоративные механизмы, внешне подобные государственной ваучеризации населения. Потребительские доли в собственности на активы энергетики должны при этом находиться под частичным (а для некоторых категорий населения – полным) управлением уполномоченной компании. Её задача в данном случае – обеспечить такой рост стоимости этих долей, который даст возможность оплачивать за счёт него определённый гарантированный минимум энергопотребления для граждан-собственников. Это позволит обеспечить сбалансированный рост доходов всех потребителей, социальную защищенность их отдельных групп и иные приоритеты государства экономическими методами, не прибегая к архаическим и топорным средствам типа тарифного администрирования и принудительных контрактов.