083 Как рождалось управление капиталом?

Чтобы не пересказывать трехтомник Броделя , начну с какой-нибудь банальности. Смыслом большого двадцатого века (который наступил местами раньше, чем 1900-й год, а для многих народов еще не завершился), является как раз переход, прорыв из Истории №1, увенчавшейся рождением капитала как производительной силы, в Историю №2, где предстоит освоить управление им.

Человек на всем протяжении Первой истории учился присваивать силы и вещества природы, распределять их, обмениваться ими – пока не породил на свет такую удивительнейшую Вещь-Силу, которая ухитрялась производить и расширенно воспроизводить сама себя. Капитал –социальная машинка, которая все время производит больше капитала, чем было, он лезет из своих первоначальных границ, как тесто из квашни. На этом величайшем достижении закрылась начальная школа освоения вещей-сил.

Капитал как бизнес живет, кредитуя другие бизнесы, товаропроизводящие и торговые. В XX столетии в силу ряда известных причин существовать за счет кредитования становится все более затруднительным. Чтобы выжить, капиталу приходится стать инвестиционным, прокачивать себя через проекты: все более длинные и сложные цепочки из производительных сил, сознательно конструируемые для создания новой (добавленной) стоимости. И тут выяснилось, что дикий Запад закончился: все вещи-силы, которые могут понадобиться в проекте, это уже не часть Природы, они имеют собственников.

Чтобы ваша вещь лучше работала как капитал, надо вставлять ее во все новые производящие цепочки. Управляя своей вещью как капиталом, человек вылезает из границ этой вещи, тянется к другим вещам-бизнесам, и натыкается на вполне видимые руки их собственников. Так впервые он оказывается вынужден обратить внимание на других людей, которые до сих пор – в неоклассической модели спроса/предложения, совершенной информации и однородных товаров – были ему не интересны. Приходится посмотреть в глаза другому человеку – пока еще не как экзистенциальному существу, созданному по Образу и подобию, а всего-навсего хозяину того склада, который нужен для хранения произведенной продукции, начальнику автоколонны трейлеров, необходимых для ее доставки, владельцу торговой сети. Нужно понять систему интересов каждого из них, логику его бизнеса, чтобы связать их системой запроектированных контрактов. Тогда-то и наступает период управления стоимостью своего капитала, понимаемой как плотность пучка пропущенных через него цепочек производства добавленных стоимостей. Вот что открывается в новой бездне – если вкратце.