081 Какова идеология капитала и капитализации?

Невинная буковка «и», которая здесь соединила «капитал» с «капитализацией», скрывает под собой метаисторическую бездну размером с XX столетие.

Маркс, признанный величайшим философом в истории человечества согласно одному из последних британских опросов общественного мнения, писал в "Капитале" полушутя-полусерьёзно: "Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". А в рукописях, наедине с собой, и потому чуть более серьёзно, он называл капитал «господствующей абстракцией». Капиталистами правит невидимая рука рынка, которая не оставляет своим агентам места для каких-либо идей либо идеологий. Капитал – невидимая голова этой невидимой руки, он – сам по себе идеология. Впрочем, всё это дела минувших дней.

Капитализация как человеческая деятельность – сознательное превращение вещей в капитал, придание им качества капитала, то есть способности расширенно воспроизводить себя. Во-вторых, это количественное изменение, наращивание данного качества, управление качеством капитала. Тут мы, поднатужась, под невидимую руку рынка капиталов подсовываем свою. У людей, которые занимаются капитализацией, идеология уже, безусловно, есть. У них-то, собственно, она впервые в истории появляется. В широком смысле слова это идеология свободы, а в узком и конкретном – идеология инвесторов, желающих освободиться от превратностей рынка капиталов, который, как всем известно из экономической классики, склонен к разрушительным припадкам, циклическим спадам и взлётам. Вложив с вечера капитал в ценные бумаги, утром вы рискуете проснуться либо безумно богатым (для этого и пальцем не пошевелив) либо разоренным (хотя ночью ничего дурного не совершали).

Управляемое повышение уровня капитализации своей собственности – первый шаг к овладению системой отношений собственности, преодолению социального отчуждения. А эта задача, завещанная всей историей европейского гуманизма, подразумевает, как свои ступени, триаду идеалов свободы, справедливости и братства.