063 Девять институтов собственности

Каждый из институтов собственности порождает тот или иной тип боевых единоборств, которым должен владеть предприниматель. Их можно сгруппировать в три большие группы. Только нужно иметь в виду: чем древнее группа, чем она раньше формировалась исторически, тем труднее ее назвать так, чтобы все согласились с этим названием. Это рыночные институты, самые новые, это государственные и, наконец, общественные (которые можно по-другому называть институтами этноса или идентичности).

Каждый из них можно поделить на три. К сожалению, общеупотребительных, устоявшихся и единообразно понимаемых названий для них не существует, и еще долгое время не будет. Поэтому придется назвать их простыми словами, хотя бы отчасти намекающими на их фундаментальное содержание.

Про институты рынка слышали все, просто не все понимают, что они равномощны как классы форм деятельности и что следуют друг за другом вполне определенным порядком. Это капитал, деньги и право.

Далее институты государства: закон, власть и имущество.

И наконец, три самых древних института: способность, потребность, идентичность.

То, чем мы дальше будем заниматься, – это азы, первые шаги в новый мир предпринимательских проектов, овладение близлежащими слоями собственности.

Из стенограммы проектной сессии
ЦКП – Управляющая компания "Волжский гидроэнергетический каскад"
24-28.03.2004 г.

За оставшиеся полчаса кратко расскажу вам о том, как изнутри устроен предпринимательский проект – простейший, низший этаж управления собственностью. При этом буду стараться, чтобы все, что я говорю, было очевидным, банальным, оказалось давно знакомым. Здесь уже говорилось: "Все леди делают это". Проблема в другом: делая, далеко не все понимают, что именно делают. Первый шаг – заговорить об этом. Было стыдно, но прошла сексуальная революция, и некоторые леди теперь могут об этом говорить. Самая главная проблема в том, чтобы говорить об этом применительно к себе. Оказалось, требуется почти невероятное усилие.

Как только человек не просто отдаст себе отчет, что он по жизни уже давно делает проекты, а поймет, что проекты делают все, поймет, что проект устроен объективно, приложит его стандарт к себе – он увидит, что делает это дурацким образом. Одна часть проектного стандарта присутствует у него в избытке, другая – отсутствует полностью, третья направлена в обратную сторону, а четвертая приделана не к тому. И в целом, хотя все компоненты налицо, ничего не получается. Все мы давно занимаемся предпринимательскими проектами. Но всем нам не хватает прикладывания нашей деятельности к эталону проектного стандарта. Простое следование этому стандарту радикально, даже не в разы, а на порядок изменяет эффективность.

Экономические институты собственности делятся на три базовые части, а именно – на институты права, институты денег и институты капитала. Проблематика предпринимательского слоя проектного управления собственностью состоит в том, что вы должны по очереди разобраться с этими институтами. Рассмотрим сначала сквозную логику в общих чертах. Для простоты мы будем рассматривать ситуацию, когда у предпринимателя нет никакой собственности, кроме компетенции: головы на плечах и стандарта.