051 ТЫСЯЧА СЛОВ О КАДРАХ

1. Кадры, бывалое французское словцо, означавшее профессиональную часть войска, прописавшись в России, обзавелось всеохватным смыслом и пафосным звучанием. Собственные кадры – то, что решает судьбу, позволяет состояться новой политической линии, правящим режимам и целым государствам или же их губит. В словаре Даля сохранилось второе, незаслуженно забытое значение: "Кадра (бран.) – шваль, дрянь-народ".

2. Проблема "кадров" немедленно встает перед обществом, едва вошедшим в качественную трансформацию: утром – кадры, вечером – реформы. Сталинский лозунг "Кадры решают все" звучал над строительной площадкой, где возводился каркас советской системы. В период "застоя" в СССР уже не обнаруживалось проблем с кадрами, работала плановая индустрия их производства.

3. Что же именно трансформируется? – базовый тип деятельности, определяющий всю качественную специфику общества. Но у деятельности не одна, а как минимум две стороны: владеющие ею люди, чьими руками она осуществляется, и социальные институты, в которых она живет. Поэтому проблема кадров означает потребность в конкретном типе инновационных управленцев, предпринимателей, социальных конструкторов, профессионально расширяющих границы нового общественного уклада.

4. В отсутствие инженерно-точного представления о новом типе деятельности и устройстве институтов, образующих тело нового уклада, все разговоры о подготовке кадров беспредметны. "Управлению как таковому" бессмысленно учить, это предельно тощая абстракция, представляющая академический интерес. Профессиональная деятельность управленцев разных социальных эпох различается разительнее, чем водительские навыки всадника, капитана парусника, шофера и космонавта.

5. Природа управленческих проблем в разных частях одного общественного организма, напротив, обладает внутренним единством. Завтрашние руководители государственных, хозяйственных и гражданских организаций, безусловно, должны учиться вместе, по единым или согласованным программам. В России-2000 эти сословия расходятся все безнадежней, раздирая тело страны на три мира, три системы.

6. Бытует мнение о наличии на Западе и Востоке неотразимо эффективных "классических школ менеджмента", но вся эта классика (если отбросить рекламные мифы) укладывается в несколько послевоенных десятилетий, подвержена радикальной смене лидирующих тенденций и сильно идеологизирована. Заимствования неизбежны, порой они бывают успешными, только надо помнить, что импорт типа управленческой деятельности означает импорт социального института. Если вы всерьез относитесь к идее московской школы гондольеров – будьте готовы полстолетия рыть каналы.

7. Можно, конечно, вести разговоры о "повышении творческого потенциала" универсальных предпринимателей, бойцов управленческого спецназа на все случаи жизни. Но это дорогостоящее и малоэффективное занятие, подобное разработке сверхзвукового подводного танка. Психологический тип управленца тоже зависим от типа его деятельности, кроме того, психотехникой невозможно вполне компенсировать социальную некомпетентность.

8. Проблема новых кадров кажется теоретически неразрешимой. По счастью, на практике возникновение потребности в кадрах означает, что в обществе уже появились носители нового типа деятельности, плацдармы соответствующих социальных институтов, разработчики понятийных средств для описания и конструирования нового. Дело за малым – распознать эти островки наступившего будущего, полюса социального роста, и осуществить в них точечные кадровые инъекции, сверхприбыльные инвестиции человеческого капитала.

9. В этом смысл новой роли работодателей в решении кадровой проблемы, о которой шла речь на Гражданском форуме. Их авангард создает платежеспособный и вполне осознанный спрос, они же формируют социальную ткань, в которой уже содержится ДНК новых управленческих компетенций для воспроизводства. Но это вовсе не значит, что работодатели, пусть самые передовые, в состоянии справиться с ролью педагогов.

10. Островки нового государственного и хозяйственного уклада – лишь базис, на котором эксперты-предметники, методологи и гуманитарии возводят надстройку школы современных управленцев. Опыт реальных инновационных проектов еще нужно упаковать в понятийные блоки, извлечь из него управленческие и предпринимательские схемы, переплавить в навыки, осмыслить с профессиональных и гражданских позиций. Но в существующей "системе образования", захламленной устаревшими концептуальными обертками, нет того, что можно было бы в них завернуть.

11. Модель платного образования в корне противоречит идее инвестиций в человеческий капитал, ибо требует "обслужить" образовательные позывы любого платежеспособного клиента. Решать кадровую проблему предстоит в условиях острого дефицита учителей и жестких требований к талантам и мотивации учеников. Выход из положения – в конкурсном отборе первых и вторых и в использовании модели "образовательного кредита", выдаваемого из средств работодателей кандидатам в их завтрашние работники.

12. Затраты на подготовку кадров станут кредитом не на словах, а на деле, если они вернутся с прибылью в течение года. Вот задача, неразрешимая для коммерсантов от образования: труд каждого выпускника новой школы управленцев должен стоить достаточно, чтобы за вычетом скромного, но достойного дохода молодого специалиста возместить издержки кадрового производства. Hic Rhodus, hic salta.

13. Что служит гарантией для вкладчиков фонда кадровых инвестиций, более весомой, чем заморский сертификат MBA? Простое обстоятельство: за год руководства стажировкой в собственной корпорации работодатель узнает будущего работника как облупленного, увидит цену и его голове, и рукам. При обоснованной готовности работодателя ежемесячно платить 1000, а выпускника – временно пожить на 500, пятитысячный кредит вернется за год с 20% прибыли.

14. Между зарплатой во властных и предпринимательских структурах зияет разрыв в разы и десятки раз, более фатальный для страны, чем разрыв между денежной и товарной массами 1991 года. Труд управленцев равной квалификации по решению проблем эквивалентной сложности общество, безусловно, должно оценивать в государственном и гражданском секторах так же, как в предпринимательском. Что за госслужба такая, что зарплата на полушку, а эффект якобы на рубль?

15. Подлинный управленец реализует венчурные проекты, ведущие к приращению общественного богатства. Это достигается либо прямо (например, совершенствование законодательства приводит к повышению уровня производства), либо косвенно (эффективный менеджер оптимизирует бюджетную программу в сфере безопасности или налаживает фандрайзинг в гражданском союзе). Чиновники самозачисляются в такие управленцы и добирают разницу в доступных формах, формируя гигантский теневой сектор, в тени которого отдыхает криминалитет.

16. На деле инноваторы и управленцы высокого класса в аппарате всегда в меньшинстве, а масса чиновного люда живет на ренту, алхимически извлекаемую из права согласующей визы. Ни одна предпринимательская команда не выжила бы с таким штатом посредников вместо сотрудников. Да и те, кто честно трудится на зарплату, – не управляющие в современном смысле слова, а учетчики-распорядители; данную квалификацию можно приобрести в СпецПТУ госслужбы, и стоит она соответственно.

17. Кадры для госслужбы должны готовиться под проблему, а не под департамент, на их задачу – выделяться бюджет, возмещаемый путем ее решения, договор об этом – заключаться с кадровым фондом, который и будет оплачивать труд откомандированных управленцев строго в соответствии с сертификатом квалификации. Во избежание страхов "двойной идентичности" контрольный пакет всей системы будет в руках государства. Инновационные управляющие Российского кадрового фонда – новая номенклатура на службе страны.

18. Кадр и по-русски, и по-французски – застывший слепок движения, рамка, фиксирующая поле зрения. Съемки сериала "Всемирная история" продолжаются каждодневно. От того, как поставлены рамки, зависит, кто попадет в кадры.