09 ПРИМЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Известный пример действия обратной связи—неожиданный маневр с целью избежать столкновения, выполняемый летчиком путем своевременного воздействия на работу автопилота. Хотя в рассматриваемой здесь человеко-машинной системе машина преобладает, в ней предусмотрена возможность вмешательства летчика, который при неожиданно возникшей ситуации может пользоваться визуальным контролем полета.

Другой пример воздействия поясняет, каким образом обратная связь может косвенно обусловить недостатки системы. Пусть цель заключается в том, чтобы сохранить или улучшить действие системы, а принуждающая связь состоит в выполнении требования проводить проверку выхода каждые 20 сек. Недостаточное получение входа для этой проверки или недостатки подсистемы обратной связи, не позволяющие ей работать от этого входа внутри ограниченного интервала времени, делают действие системы бесконтрольным в течение длительного периода. При этом коррекция, проводимая реже ограничения в 20 сек, может быть недостаточной, чтобы в необходимой степени изменить действие системы, и последующий выход будет введен в ситуации с возрастающей ошибкой.

Еще один пример воздействия. Система управления материально-техническим снабжением дает заниженные сведения по сравнению с реальным положением вещей. Перед специалистом по анализу системы ставится задача определить причину заниженных сведений. Принуждающие связи, принимаемые им, состоят в том, чтобы, не изменяя системы, показать, что изменение (вмешательство), которое он предложит, должно устранить существующий недостаток. Критерием является величина нехватки (отрицательный баланс), которую он сможет устранить в постоянной работе системы. Исследование показывает, что передача сырых материалов между подразделениями не регистрируется в них; она регистрируется только как возврат. Если возврат происходит тогда, когда запасы близки к нулю, запаздывание в регистрации моментов прихода и расхода порождает отрицательный баланс. Отрицательный баланс равен количеству обратно затребованных материалов при возвратах.

Специалист может также установить, что нет связи передачи материалов между подразделениями с составлением заявок на закупки. Это позволяет отделам приводить уровни запасов на их складах к нормальным. Ожидается, что подразделения будут перемещать одолженный материал. Недостаток в возврате материалов также приводит к отрицательному балансу.

Используя фактические данные системы управления запасами, специалист устанавливает, что обнаруженные им недостатки отражаются в форме нехватки материалов в подсистеме обратной связи. Он рекомендует уменьшить величину обратной связи от отрицательного баланса путем вмешательства в идущий в существующей форме процесс передачи между отделами и пред­лагает измененные процедуры. Он предлагает регистрировать возврат немедленно по его получении и одновременно оформлять требования для перемещения материалов. Дополнительно он советует, чтобы одалживание между подразделениями выражалось в долларах (а не в единицах материалов) каждые 30 дней.

Общими элементами предыдущих примеров воздействия являются:

—наличие одной или более моделей выхода, которые устанавливают критерии для действия системы;
—наличие входа от проверки соответствия;
—итерация и оценка рассматриваемых альтернатив воздействия;

—итерация и построение выхода воздействия. Системный анализ ранее мы определили как средство для нахождения решений проблем делового мира. Теперь системный анализ можно определить как формальное рассмотрение альтернативных конструкций системы. Формальное рассмотрение основывается на методе системного анализа. Системный анализ обеспечивает объективную трактовку проблемы для достаточно сложных проблем. Системный анализ основан на идеях и принципах, полученных из знания того, что такое системы и как они действуют. Существо системного метода состоит в том, что он может быть объяснен и экспериментально повторен. Решение проблемы является существенно эвристическим, но в контексте системного анализа оно поддерживается системными понятиями и в конце концов может вылиться в методологию.

В основе системного анализа лежит гипотеза, состоящая в том, что процесс решения проблемы может быть улучшен с помощью метода, который использует преимущества управления с помощью обратной связи. Обратная связь означает более или менее формальное применение результатов действия и политики с целью регулирования хода дел. Обратная связь приводит к результатам, если выход сравнивается с критериями для того, чтобы сохранить или улучшить деловые процессы. Таким образом, о системах можно думать как о процессах или действиях, необходимых для достижения целей предприятия. Деловые процессы могут быть как с преобладанием людей, так и с преобладанием машин. Чаще всего процессы описываются как человеко-машинные, поскольку обе компоненты объединяются для достижения конкретных задач. Необходимым предварительным условием для конструирования систем с обратной связью является определение структуры полной системы. Исследователь, использующий эту ориентацию, может полагать, что сложные явления делового мира представляют собой существенно простые явления с множеством обратных связей.