08 ОПЕРАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ

Операционное описание определяет «как» что-нибудь делается. Данный раздел и значительная часть глав 3, 4 и 5 посвящены в основном операционному описанию систем. Это позволяет объяснить, каким образом системы действуют при установленных функциональных ограничениях. Сегодня широко принимается принцип, состоящий в том, что все живые и механические системы являются информационными системами[17]. Считается, что в этих системах существенно используется обратная связь. Специалист по электронной аппаратуре принимает его как такой принцип конструирования систем, который требует, чтобы каждый переданный сигнал и каждая изданная команда имели информационную обратную связь. Обратная связь обеспечивает уверенность в том, что сигнал принят и понят и что действия выполнены предопределенным способом.

Машины выполняют функции системы полуавтоматически, а люди — сознательно. Сознательно выполняемая функция определяется как самодвижущаяся и исполняемая с намерением, а :не случайно. Сознательно выполняемая функция может быть не исполнена, поскольку человек решит не действовать или пренебрежет действием по причинам иным, чем те, которые известны под названием «свобода воли»[18]. Сознательно выполняемая функция возбуждает подсистему, которая, в свою очередь, начинает действовать. Постулируется, что в системах, где человек является процессором, сознательно выполняемая функция существует в точках, отмеченных х на рис. 2.13. Конечные точки действий, порождаемых в точках х, отмечены у. Сила, возбуждающая систему, складывается из действий людей и процедурных операций, заложенных в конструкции системы. Если поставлено требование подать вход, то должно быть выполнено действие над входом х, которое доставит этот вход к процессору в точку у. Точно так же, если поставлено требование к управлению или обратной связи, энергия, необходимая для того, чтобы начался процесс подсистемы, возникнет в х и двинется к у. Постулируется, что возбуждающая сила должна действовать внутри ограничений подсистемы.

Чтобы операционно рассмотреть роль обратной связи, представим себе две. системы: 1) -независимую исследовательскую организацию, обслуживающую клиентов, и 2) компанию — одного из клиентов исследовательской организации, пользующейся этим обслуживанием. Понятие системных объектов используется для объяснения:

1) отношений между двумя организациями, 2) отношения исследовательской организации к исследовательским работам компании и 3) отношений исследовательских работ компании к остальным важнейшим системам компании, например, к таким, как система для определения цены на новую продукцию. Система, которая описывает независимую исследовательскую организацию, показана на рис. 2.14. Система, описывающая клиента-потребителя независимой исследовательской организации, показана на рис. 2.15.

Системные объекты и связи двух организаций представлены на схеме рис. 2.16. На этой схеме показано два процесса, один из которых происходит в компании, а другой — в независимой исследовательской организации. Каждый процесс имеет собственный канал обратной связи; кроме того, на каждый процесс воздействует выход и обратная связь другого процесса. Компания и ее научный консультант частично объединены. Объединение состоит в комбинировании всех объектов, свойств и связей процессов систем и подсистем при ограничении, состоящем в достижении общих для объединяемых систем целей, и при данных определенных принуждающих связях.

Эти отношения компании и ее научного консультанта могут быть та,кже показаны в форме последовательных связей (рис. 2.17). Чтобы дальше исследовать операционную роль обратной связи, необходимо выделить элементы процесса исследований, выполняемых компанией. В этот процесс поступают входы от независимой исследовательской организации, а также от других источников, например, от таких, как внутренние исследования конкурентов или исследования рынка. Отсюда видно, что обитая форма подсистемы, в которой объединяется вся исследовательская деятельность компании, может быть представлена схемой рис. 2.18. На этой схеме показан вход, который порождает политику компании в области исследований. Составляющие его четыре входа в систему формирования политики в области исследований являются подсистемами; они также являются входами в три другие подсистемы.

Эти последние три выхода в том, что касается входа или процессора, не полностью описываются с 'помощью системы формирования политики в области исследований. Например, система формирования политики в области цен, используемая компанией, требует входов, показанных на схеме рис. 2.19. Не все из 9 входов этой схемы являются входами для семи выходов. Например, у системы формирования политики в области исследований нет прямого взаимодействия с подсистемами, которые формулируют план производства. С собственно производственным процессом у нее есть только косвенная связь.

Отношения обратной связи в области исследований, выполняемых компанией, могут легко становиться более сложными. Подобно «цыпленку и яйцу» каждая подсистема действует на другую непрерывным продолжающимся образом (рис. 2.20).

Каждая из подсистем рис. 2.20 может быть операционно определена указанием ее объектов, свойств и связей. Объектами систем, показанных на рис. 2.16 и 2.20, были входы, выходы, обратные связи и ограничения покупателя. Свойствами этих объектов являются их оценки в долларах, часах, штуках, количествах или в других количественных или качественных измерителях, приведенных на рис. 2.14, 2.15, 2.18 и 2.19.

Связи подсистем иллюстрируются рис. 2.20. В результате анализа проблемы должно быть установлено, каким образом все объекты, свойства и связи одних подсистем используются совместно с объектами, свойствами и связями других подсистем, чтобы сохранить или улучшить выполнение системой своих задач.