регламентация

219 МЕТАИСТОРИЯ: ТРИ ЭТАЖА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

1. Великий поход через джунгли регламентации

По мысли Дюркгейма, предметом деятельности предпринимательской корпорации является регламентация – система сознательно разработанных нормативов, определяющих отношения между участниками совместной деятельности.

Но это верно не только и не столько для корпоративных социальных структур.

162 1. О классификации форм управленческой деятельности

Напомню, что некоторое время назад мы стояли на развилке двух дорог, двух путей выяснения, каковы современные формы менеджмента. Первый, по которому мы только что предприняли короткую вылазку в трех предыдущих лекциях, состоит в том, чтобы внимательно изучить состояние и тенденции современной организационной науки, практики западного менеджмента, советского и эрэф-ского управления и постараться увидеть, какие формы и методы вырастают логически из потребностей практики и смысла решаемых задач.

160 6. Концептуальное проектирование как гносеологическая проблема

Предположим, у нас уже имеется колоссальная система концептуального проектирования организаций, дешевая, быстрая и эффективная. Это очень компактное подразделение S&P, высокоскоростные персональные ЭВМ, связанные в сеть, библиотека моделей, в которой содержится квинтэссенция результатов системной науки...

151 7. Свойства целого: концептуальное проектирование регламентации

Корпорация как целое, ее форма деятельности – скажем, зарабатывание денег – проектируется. Чтобы отличить описанный выше способ проектирования от всех других, его назвали концептуальным проектированием. А теперь давайте попытаемся сформулировать основные требования к тем качествам, которыми он должен обладать.

Начнем с самого начала.

Первое. Что у нас проектируется, что на выходе? Оргструктура, здание конторы, мебель и дизайн? Мы проектируем регламентацию. Регламентация – это классическое понятие, введенное Дюркгеймом в социологию.

146 2. Принцип генетического проектирования

Итак, система управления конфигурацией спасает ситуацию? Увы. Мы не решили проблему внесения изменений, мы только слегка отсрочили свою неизбежную гибель. Если проект весит 300 тысяч тонн, то проблема внесения изменений встает перед нами во всем грозном величии. Как бы мы ни увеличивали мощность суперкомпьютеров, гоняющих внесенные противоречия по массиву регламентации, – мы все равно ее не решим.

145 1. Системы управления конфигурацией

Итак, обещанная история о разработке системы контроля за регламентацией, вышедшей из недр ВВС США. Само собой, разработка была закрытой. В 1966 г. у нас в стране был издан (с грифом “для служебного пользования”) сборник статей, посвященный этой системе и сразу ставший раритетом. Но нашими военными управленцами подобные методы на вооружение были приняты, к сожалению, гораздо позже. Уже в самом конце 70-х появилась книга Бобрышева о “конфигурационном руководстве”[1].

143 5. Непротиворечивость регламентации и проблема внесения изменений

Преодолев одно препятствие, мы тут же налетаем на другое, которое выглядит куда внушительнее.

Мы решали проблему противоречивости регламентации, которую нам завещал Дюркгейм. Мы добрались на этом пути аж до системного проектирования организаций. Проблема непротиворечивости решается, если мы каким-то формально-логическим путем ухитряемся построить весь проект, все сто пудов процедур, как, грубо говоря, систему логических следствий принятых в исходной концепции посылок. Но на что мы здесь немедленно налетаем? Конечно, на проблему внесения изменений, о которой я уже говорил.

142 4. Системное проектирование организаций

Напоминаю, системное проектирование организаций — это ответ на вопрос, который был задан в конце прошлой лекции. Что делать с регламентацией? Регламентация в принципе противоречива. Она необозрима. Ответ состоит в том, что нужно проектировать организации на основе определенной целостной концепции.

133 4. Идея концептуального проектирования регламентации

Оказалось, что есть безумцы, решившие, что “иное дано”. И пошли путем последовательного решения этих проблем — одной за другой. Двинемся за ними и мы. По ходу нашего движения все четче будут вырисовываться контуры той загадочной деятельности суперменеджеров, корпораций лиц, принимавших решения, интерлокеров, техноструктуры (назовите как хотите), которые представляют зазеркальный, постфукуямовский, постиндустриальный тип менеджмента.

129 8. Природное, экзистенциальное и социальное неравенство. Превращение разделения труда в предмет деятельности

Я бы рискнул несколько уточнить здесь Дюркгейма. Наряду с природным и социальным, есть еще и экзистенциальное неравенство, которое пока Дюркгейм также не дерзает устранять.

128 7. Регламентация и справедливость. Справедливость как равенство условий социального воспроизводства

Теперь вернемся к вопросу о том, как соотносятся регламентация и справедливость.

127 6. Регламентация и самоорганизация. Управление ограничениями и управление структурой

Есть два способа в черте города устроить ландшафтный заповедник. Первый способ заключается в том, что вы просто берете некоторую территорию, к примеру свалку или поля аэрации, огораживаете ее забором, ставите на вышках пулеметы и никого туда не пускаете. Через некоторое время эта территория зарастает бурьяном, потом там селятся дикие собаки, потом с ветром и птичьим пометом туда заносятся семена деревьев, там вырастает жутковатая чахлая растительность, а через некоторое время появится лес.

126 5. Регламентация как социальное самосознание и самоопределение. Процедура и алгоритм

Однако с регламентацией может быть связано еще одно важное приращение, точнее – целое новое измерение социальной свободы.

125 4. Регламентация и cвобода. Регламентация как ноу-хау, как фиксация социального опыта и как граница свободы

Теперь обратимся к утверждению классика, что свобода сама есть продукт регламентации. С виду это типичный диалектический парадокс. Слово “регламентация” даже звучит тоталитарно. Впрочем, на уровне общих рассуждений этот парадоксальный тезис представляется понятным, что вам объяснит любой философ. Но хотелось бы разобраться в конкретных условиях и механизмах, благодаря которым регламентация, связанная с разделением труда, порождает свободу.

124 3. Проблема скоординированности и внесения изменений в регламентацию

Обеспечение социальной солидарности в современных обществах связано с целым рядом проблем, среди которых хранение и транспортировка этой бумаги — отнюдь не главная, хотя 5000 товарных вагонов тоже немалая головная боль (скажем, надо, чтобы они не протекали, иначе документация отсыреет).

123 2. Масштабы современных комплексов регламентации

Есть такое популярное блюдо “пицца”. В США существует более 500 правил и стандартов, регламентирующих ее качество. Если вы произвели пиццу, но не вписались в один из 500 стандартов, ваша продукция изымается, а лавочка закрывается. Поэтому прежде всего вам необходимо знать эти правила. И это — не происки бюрократизма. Существует множество ведомств и организаций (чаще общественных, чем государственных), которые пекутся о том, чтобы население не отравили. Нас можно, а их нельзя!

122 1. Введение

Мы закончили в прошлый раз на понятии “регламентации”. Вспомним, что это такое. Но перед этим напоминаю еще раз: если на экзамене вы не сможете дать определения, это не приведет ни к каким трагическим последствиям. Для меня важнее понимание, почему мы от этого вопроса перешли к другому, а не к третьему. Ведь границы понятий устанавливаются при многократных переходах от одного понятия к другому и обратно, они взаимно определяют друг друга. Определение просто не может быть дано раз и навсегда.

121 9. Дюркгейм: общее сознание и регламентация как основа социальной солидарности в традиционном и современном обществах

И под занавес некоторые трудные, но важные мысли Дюркгейма. Я прочту и прокомментирую.

“...Социальная организация, теряя все более и более свой трансцендентный характер, помещавший ее как бы в сферу высшую, чем человеческие интересы, не имеет более той силы сопротивления; ...дело рук человеческих, она не может более с той же энергией противиться человеческим требованиям... Вот почему в организованных обществах необходимо, чтобы разделение труда все более приближалось к определенному выше идеалу самопроизвольности”.

120 8. Дюркгейм: регламентация и производство человеческих способностей

“Чтобы разделение труда производило солидарность, недостаточно того, чтобы каждый имел свое занятие, — пишет Дюркгейм. — Необходимо еще, чтобы это занятие ему подходило”.

Вот до какого идиотизма докатился ученый муж: он говорит, что занятие должно человеку подходить! Что значит, что ваше занятие должно вам подходить? Какой должна быть регламентация, чтобы занятие каждого в обществе с высокоразвитым разделением труда ему подходило? Что имеется в виду?

119 7. Дюркгейм: о справедливости регламентации

Четвертая проблема. Регламентация и справедливость. Здесь Дюркгейм становится настолько лиричен и патетичен, что просто трудно узнать человека. Видимо, он добрался до чего-то страшно важного — для него лично, по крайней мере. Он говорит:

“Кризис, от которого мы [т.е. социальные агрегаты высших типов. — С.Ч.] страдаем, не вызван одной-единственной причиной. Для его прекращения недостаточно, чтобы там, где необходимо, установилась какая-нибудь регламентация; нужно, кроме того, чтобы она была такой, какой должна быть, т.е. справедливой”.

118 6. Дюркгейм: регламентация и самоорганизация

Третья проблема Дюркгейма. Регламентация и самоорганизация. Как известно, есть стихийные силы рынка, которым только предоставь свободу, они все за нас решат. “Невидимая рука”, раз — и готово. Уберите регламентацию! Отмените ее, здоровые силы бизнеса тут же лучшим образом все отрегулируют, и мы будем счастливы. При Рейгане в Штатах была целая кампания против избыточной регламентации. А вот что по этому поводу пишет Дюркгейм:

115 3. Дюркгейм: разделение труда, право и регламентация

Дюркгейм пишет, что необходимо начать с классификации различных видов социальной солидарности. “Но общественная солидарность — чисто моральное явление, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Значит, — говорит Дюркгейм, — для того, чтобы приступить к этой классификации, надо заменить внутренний, ускользающий от нас факт внешним, символизирующим его фактом и изучить первый при помощи второго. Такой видимый символ — это право”.

114 2. Дюркгейм: разделение труда и социальная солидарность

Дюркгейм был одним из таких идиотов. Он посвятил свой труд (столетний юбилей которого не так давно миновал) проблеме регламентации. Этот труд остается незамеченным —его издают, комментируют, но неизбежных, казалось бы, выводов не делают. Там Дюркгейм ставит вопрос, в чем-то похожий на тот, с которого мы начали. Мы тогда, оттолкнувшись от спора Сократа с Калликлом, пытались понять, на какой факультет нужно идти учиться —“бизнеса” или “менеджмента”.

113 1. Дюркгейм: регламентация как фундаментальное понятие социологии

Прежде чем перейти к управленческой теории и практике, давайте обратимся к классической работе Э. Дюркгейма “О разделении общественного труда”[1], в которой проблема регламентации была поставлена с классической ясностью. В связи с этим небольшое замечание по поводу соотношения учебников и первоисточников.



Subscribe to RSS - регламентация