справедливость

128 7. Регламентация и справедливость. Справедливость как равенство условий социального воспроизводства

Теперь вернемся к вопросу о том, как соотносятся регламентация и справедливость.

121 9. Дюркгейм: общее сознание и регламентация как основа социальной солидарности в традиционном и современном обществах

И под занавес некоторые трудные, но важные мысли Дюркгейма. Я прочту и прокомментирую.

“...Социальная организация, теряя все более и более свой трансцендентный характер, помещавший ее как бы в сферу высшую, чем человеческие интересы, не имеет более той силы сопротивления; ...дело рук человеческих, она не может более с той же энергией противиться человеческим требованиям... Вот почему в организованных обществах необходимо, чтобы разделение труда все более приближалось к определенному выше идеалу самопроизвольности”.

120 8. Дюркгейм: регламентация и производство человеческих способностей

“Чтобы разделение труда производило солидарность, недостаточно того, чтобы каждый имел свое занятие, — пишет Дюркгейм. — Необходимо еще, чтобы это занятие ему подходило”.

Вот до какого идиотизма докатился ученый муж: он говорит, что занятие должно человеку подходить! Что значит, что ваше занятие должно вам подходить? Какой должна быть регламентация, чтобы занятие каждого в обществе с высокоразвитым разделением труда ему подходило? Что имеется в виду?

119 7. Дюркгейм: о справедливости регламентации

Четвертая проблема. Регламентация и справедливость. Здесь Дюркгейм становится настолько лиричен и патетичен, что просто трудно узнать человека. Видимо, он добрался до чего-то страшно важного — для него лично, по крайней мере. Он говорит:

“Кризис, от которого мы [т.е. социальные агрегаты высших типов. — С.Ч.] страдаем, не вызван одной-единственной причиной. Для его прекращения недостаточно, чтобы там, где необходимо, установилась какая-нибудь регламентация; нужно, кроме того, чтобы она была такой, какой должна быть, т.е. справедливой”.



Subscribe to RSS - справедливость