Российские ТНК в международных отношениях.

Транснациональные корпорации - это гигантские финансово-промышленные объединения, национальные или интернациональные по капиталу, построенные по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе, участвующие в международном разделении труда и использующие преимущества от интернационализации хозяйственной жизни для максимизации прибыли.

Крупнейшие транснациональные компании представляют собой гигантские образования, их богатства превосходят богатства многих стран. «Из сотни крупнейших экономических единиц мира сегодня половину составляют государства, другую половину - транснациональные корпорации. Масштаб деятельности этих компаний потрясающий».

В список крупнейших транснациональных компаний XX века входили следующие фирмы: General Electric (США), Microsoft (США), Royal-Dutch/Shell (Великобритания/Нидерланды), Coca-Cola (США), IBM (США) General Motors (США), Hitachi (Япония), Мацусита (Япония), Nestle (Швейцария), Ford (США), Alcatel (Франция), Philips (Нидерланды), Mobile Oil (США), Ace Braun Bovary (Швейцария), Volkswagen (Германия), Toyota (Япония), Siemens (Германия), British Petroleum (Великобритания), Unilever (Великобритания/Нидерланды).

Транснациональные компании отличаются от простых фирм прежде всего наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний производственного характера, которые создаются путём прямого инвестирования или покупки акций действующих компаний.

Ведущие транснациональные корпорации мира в конце 90-х годов имели за рубежом свыше 300 тыс. дочерних компаний (в 1960 г. таких компаний было лишь 3,5 тыс.). Наибольшее количество дочерних компаний было зарегистрировано в Китае - 45 тыс. В США функционируют 15,4 тыс. дочерних компаний, ФРГ - 12 тыс., Сингапуре - 11 тыс., Франции - 7,6 тыс., Великобритании - 3,9 тыс., Японии - 3,2 тыс.

В странах СНГ насчитывается всего около 2 тыс. дочерних компаний транснациональных корпораций, из них в России - около тысячи. Наибольшее количество своих дочерних фирм в России имеют американские, германские и японские ТНК. Однако «на первом плане у них стоит товарная экспансия в Россию; инвестиционная активность развернется, видимо, позднее. Такая схема действий фактически является реализацией основных принципов традиционного международного маркетинга».

В настоящее время практически все ведущие ТНК мира в той или иной форме представлены на российском рынке. Наибольший интерес транснациональные корпорации проявляют к топливно-энергетическому комплекс, оборонным отраслям, аэрокосмической промышленности, средствам связи и телекоммуникационным системам, пищевой промышленности, сфере услуг и др.

Как показывает мировой опыт, ведущие ТНК сформировались на базе финансово-промышленных групп (ФПГ). В российском законодательстве ФПГ определяются как ассоциативная структура, созданная на основе договорных отношений с целью интеграции промышленного и банковского капитала.

В России процесс формирования ФПГ, хотя и находится в начальной стадии, тем не менее протекает весьма динамично. Российские ФПГ начали создаваться с целью более эффективного воспроизводства и обращения финансового, промышленного и торгового капитала, его накопления, концентрации и инвестирования в приоритетные отрасли российского экономики. Более того, отечественные ФПГ призваны способствовать повышению конкурентоспособности основных отраслей экономики, восстановлению хозяйственных связей и развитию экспортного потенциала страны.

Первая ФПГ была создана в России в 1993 г. Официальная регистрация ФПГ началась в 1996 г. после вступления в силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах». Уже в начале 2001 г. в государственный реестр ФПГ РФ было внесено 90 финансово-промышленных групп. В состав участников этих групп вошло более 1,5 тыс. промышленных, финансово-кредитных и других организаций с общим числом занятых свыше 3 млн. человек. [5, с. 6] В перспективе на базе ФПГ должны сформироваться отечественные ТНК, которые будут более конкурентоспособны на международной арене и станут основными субъектами интеграции России в мировую экономику.

Однако и до новейших образований финансово-промышленных групп (ФПГ) в России уже существовали собственные транснациональные корпорации. Примером российской ТНК является "Ингосстрах" со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн "Нафта Москва" (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.

Некоторые российские транснациональные корпорации появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести "Микрохирургию глаза" с большим количеством своих отделений по всему миру, а также "ЛУКойл" (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), "Автоваз" и др.

Около десятка российских компаний можно отнести к разряду ТНК по таким показателям, как объём продаж, стоимость рыночной капитализации и количество занятых.

Российские корпорации доминируют среди крупнейших корпораций стран Центральной и Восточной Европы. В частности, по результатам деятельности в 1998 г. в список 500 крупнейших компаний региона вошли 83 российские фирмы. По объёму продаж в первой десятке были представлены 5 российских компаний, при этом первые четыре места держали наши фирмы. В 1999 г. российская компания «ЛУКойл» была включена (433-е место) в список 500 крупнейших корпораций всей Европы со стоимостью капитализации активов 1,874 млн. долл.

В 2000 по итогам деятельности в 1999 г. в престижный список крупнейших корпораций мира, публикуемый журналом Fortune, вошли две российские компании - «Газпром» и «ЛУКойл», которые заняли соответственно 403 и 455-е места. Несомненным лидером среди российских компаний и крупнейших экспортёром сырьевых товаров является компания РАО «Газпром».

Создание ФПГ осуществляется, как правило, путём слияния промышленного и банковского капитала. Поэтому костяк финансово-промышленных групп составляют транснациональные банки.

В 1994 г. впервые в список тысячи ведущих банков мира были включены пять российских банков, которые по размеру собственного капитала являлись крупнейшими в России. Темпы, которыми наращивали капитал российские банки, опережали динамику роста их активов, что свидетельствовало об ускоренной капитализации банковской системы. Перед финансовым кризисом в список крупнейших банков мира входили 12 российских банков, однако, после финансового кризиса 1998 г. и фактического развала банковской системы в мировой банковской элите осталось 4-5 российских банков, причём в основном банки с государственным участием - «Сбербанк РФ», «Внешторгбанк», «Внешэкономбанк».

«Несмотря на финансовый кризис и банкротство крупнейших российских банков, часть из них сумели сохранить или реализовать другим банкам принадлежащие им активы в ФПГ» [5, с. 9].

Транснациональные корпорации являются основными экспортёрами капитала. В этом плане Россия не является исключением. Вывозят капитал за рубеж наиболее мощные в финансовом отношении в России ФПГ топливно-энергетического комплекса, которые выступают основными экспортёрами российского капитала за рубеж.

Одним из крупнейших инвесторов в экономику зарубежных стран среди российских ФПГ является компания «Газпром». Так, «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа, обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. Значительные зарубежные инвестиции позволяют «Газпрому» владеть банками, биржами, совместными и оффшорными компаниями. Компания имеет собственность не только в России и в ближнем зарубежье, но и в промышленно развитых странах. Главным центром инвестиционной деятельности «Газпрома» является Германия. Газовая сеть на территории данной страны позволяет самостоятельно, без посредников, прогонять газ в любую точку Западной Европы - Голландию, Бельгию, Францию, Австрию и даже в Великобританию. По оценке Германского торгового банка, рыночная стоимость «Газпрома» - 23 млрд. долл.

Другим крупным экспортёром капитала является «ЛУКойл», который имеет широкую сеть зарубежных предприятий, в том числе в Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии, на Кипре. Совместные предприятия и акционерные общества открытого типа с участием «ЛУКойл» действуют в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Украине и Литве, а также в юго-восточном регионе Европы и в ряде стран Африки.

Таким образом, транснационализация российских корпораций продвигается столь быстрыми темпами, что экономическое, политическое, юридическое, фискальное, осмысление этого процесса намного отстает от практических проблем, выдвигаемых выходом отечественных ТНК на зарубежные рынки. Это в свою очередь препятствует полноценному включению процесса транснационализации, нашего крупного бизнеса в общий комплекс вопросов, на основе которых вырабатывается и реализуется внешнеполитическая стратегия государства. Кроме того, «отстает наработка законодательной и налоговой баз для ТНК, выходящих в плавание по бурным волнам мировой экономики, отсутствует стратегическое прогнозирование этих процессов» [4]. Еще 3 - 4 года назад в России поддержка ТНК была явно недостаточной. Их экспансия на внешние рынки наталкивалась на противодействие некоторых политических сил, тормозилась неразвитым внутренним законодательством, особенно валютным. Многие из этих проблем сохраняются и поныне, хотя либерализация валютного законодательства существенно облегчила зарубежную экспансию наших ТНК.

Сегодня ситуация изменилась в корне, и мы видим, что дело продвижения наших ТНК на зарубежные рынки стало государственным. Это, в частности, проявилось при разработке соглашения о сооружении Трансбалтийского газопровода, в стремлении «Газпрома» войти в зарубежные распределительные сети, в справедливом требовании компенсировать Энергетическую хартию допуском наших ТНК в высокотехнологичные отрасли европейской экономики.

Но, рассматривая бурный рост российских ТНК и активизацию их зарубежной экспансии, невозможно обойти один из главнейших вопросов транснационализации да и глобализации вообще: частичный перевод мощностей и капиталов за рубеж ставит серьезные проблемы перед материнской страной. Уже сегодня экспорт капитала ведущими российскими ТНК начинает достигать масштабов, которые способны оказывать влияние на бюджетные и социальные показатели, а потому нуждается в четком прогнозировании. Например, «ЛУКойл» купил в США 1300 бензоколонок сети «Гетти» общей стоимостью 1,5 млрд. долларов. Не снижает ли это инвестиционного потенциала внутри страны?

Рассматривая вызовы и угрозы, какие может нести с собой транснационализация для внутренней российской экономики, необходимо оценить и то, безусловно, позитивное влияние, какое она оказывает на развитие национальных производительных сил, на общую социально-экономическую ситуацию в стране. Здесь есть как минимум три аспекта:

1. ТНК в силу имиджевых соображений вынуждены обеспечивать высокие стандарты для своих работников, приближая условия труда и оплаты к мировому уровню. Обеспечение социальной стабильности, продуманная социальная политика становятся для ТНК необходимым условием укрепления имиджа. Кроме того, ТНК кровно заинтересованы в стабильном развитии экономики материнской страны, поскольку глубоко укоренены в ней. Основные их силы всегда остаются в материнской стране, отсюда и только отсюда исходит политическая поддержка в борьбе с конкурентами. Любые потрясения национальной экономики негативно сказываются на авторитете ТНК. А кризис в экономической "метрополии" может обернуться крахом на международной арене.

2. ТНК активно вводят на российских предприятиях международные стандарты корпоративного управления, обучают персонал передовым технологиям, первыми переходят на принятые в мире формы отчетности - все это позитивно влияет на саму атмосферу российского бизнеса. ТНК - это каналы, по которым на внутрироссийский рынок проникают современные методы ведения бизнеса. Через них идет приобщение к культуре бизнеса, повышается качество корпоративного управления и бизнес-среды в целом.

3. В самой России "внутренние" предприятия и сети ТНК создаются по лучшим мировым образцам с использованием передовых технологий и формируют в стране производственную инфраструктуру нового типа.

Российская специфика переходного периода к рынку привела к тому, что в стране возник феномен: процесс вывоза капитала через ТНК совмещается с острой потребностью в иностранных инвестициях. Но благодаря стремительному развитию процессов транснационализации в стране быстро формируется новая бизнес-среда. К тому же активизация легальной внешней экспансии ТНК свидетельствует о снижении инвестиционных рисков в самой России. В результате возникает парадокс: регулируемый экспорт капиталов из России через ТНК заметно подхлестнул приток прямых иностранных инвестиций в Россию. Иначе говоря, возникает эффект взаимного инвестирования, который способствует переходу российской экономики на инновационную основу.

Таким образом, в целом позитивное влияние ТНК на развитие внутренней экономики не подлежит сомнению. В этой связи государственная экономическая политика должна быть ориентирована на создание крупных российских корпораций и поддержку их внешнеэкономической экспансии, при этом на внутреннем рынке такие компании не должны занимать монопольного положения.